Нові повідомлення · Учасники · Правила форуму · Пошук · RSS
Сторінка 1 з 11
Модератор форуму: petichka, РІТА 
Форум » Батьки запитують - педагоги відповідають » Труднощі шкільного життя » Батьківські радощі та тривоги.
Батьківські радощі та тривоги.
Ірина_ВовчукДата: Четвер, 19.01.2012, 10:55 | Сообщение # 1
Admin
Группа: Администраторы
Сообщений: 803
Награды: 6
Статус: Offline
Что делать, если ребенок не хочет учиться читать?

Конечно, читать надо учить! Кто с этим спорит? Уровень развития читающего ребенка гораздо выше, чем у того, который читать не умеет.
Кроме чисто технического умения читать, с помощью чтения ребенок делает большой шаг к тому, чтобы самому учиться добывать знания. А ведь мы и стремимся к тому, чтобы ребенок умел учиться.

Исходя из своего многолетнего опыта, хотела бы сказать, что из многих умений и навыков, которым обучают детей, чтение, пожалуй, одна из самых деликатных областей.

Здесь важно всё: КТО учит, КАК учит, если это делают родители – обладают ли они точной информаций, владеют ли приемами обучения и т.д. К кому-то умение читать приходит сразу, достаточно просто показать, как это делается и через 5-8 занятий ребенок читает – значит, у него уже была внутренняя готовность, всё в нем созрело для чтения. Но так бывает далеко не всегда, большинство детей все же надо именно учить читать и тут важно запастись знаниями и терпением. Кого-то может это удивляет – "Какие еще знания? Берешь букварь и учишь!" Вот это и есть одна из главных ошибок.

Если правильно подойти к делу, то в 4-5 лет научить читать гораздо проще, чем в 6-7, когда трудно преодолеть психологические барьеры, возникшие от неоднократных неудачных попыток в этой области.

Если ребенок не хочет учиться читать, то за этим почти всегда кроются большие ошибки взрослых:
- учили, не владея методикой обучения, поэтому научили неправильно и ребенок
по этой причине так и не овладел необходимыми навыками; а если при таком положении вещей еще и заставлять читать, а то и требовать, чтобы ребенок сам читал книги, то так и до нервного срыва недалеко.
- учили, потому что это нужно было самим взрослым, а не этому конкретному
ребенку, не учитывая психологических особенностей возраста. А ребенок никогда не будет с вдохновением что-то делать, если это нужно маме, няне, тете и т.д. Он будет продуктивно чем-то заниматься тогда и только тогда, когда это нужно ЛИЧНО ЕМУ.

Оля, вы ведь сами говорите, что вывески ваша дочка с удовольствием читает, но только если ее об этом не просить. А когда попросите – не захочет, а почему? Потому что тогда это уже нужно вам, а не ей, так?

Поставьте себя на место ребенка: читать он не умеет, еле-еле робко пытается соединить слоги, а взрослые начинают наседать, приставать и требовать что-то такое, что не получается, (да объективно он и не может еще этого сделать), а это, в свою очередь, вызывает его активный протест. Вот и думает ребенок: да ну его, это чтение, не хочу и не буду! И, согласитесь, с его точки зрения он прав.


Ірина Вовчук
 
Ірина_ВовчукДата: Четвер, 19.01.2012, 10:55 | Сообщение # 2
Admin
Группа: Администраторы
Сообщений: 803
Награды: 6
Статус: Offline
Так что делать-то?
Прежде всего, проанализировать свои действия и с позиции методических принципов, и, что очень важно, поставив себя на место своего ребенка. Вам было бы интересно, если бы вас так приобщали к чтению, как это делаете вы ? Тут уже не пройдет аргумент, который часто приводят родители: меня никто не учил читать, я как-то сама научилась и уже в 3 года читала. Вы это вы, а ваш ребенок это ваш ребенок.

Если у ребенка уже стойкая неприязнь к процессу обучения чтению, то обучение "из-под палки" приведет только к нервному срыву. Значит, очень важно сделать этот процесс ИНТЕРЕСНЫМ.
Для детей "интересно" – это, кроме всего прочего, когда всё получается, причем получается не когда-нибудь в перспективе, а сегодня и сейчас, тогда - радость от самого процесса и желание продолжать это занятие.

Яся, для вас пока слово "интересно" пустой звук. Но ведь лучше вас никто не знает вашего ребенка и чтобы было интересно вашей дочке, важно идти в своих действиях от нее самой, исходя из ее сегодняшних интересов. Вам было бы интересно читать "мама мыла раму?" Наверное, никому это не интересно. Всегда продуктивнее работать по собственной программе, а не по навязанной. Интересуют ребенка сегодня динозавры – рассматриваем картинки и читаем названия. Завтра стали интересны музыкальные инструменты, значит, будем говорить и читать на эту тему. Если идти на волне интереса ребенка к происходящему, то читать можно научиться буквально мимоходом, не ставя именно это главной целью бытия. При домашних занятиях, мне кажется, только такой путь и приносит результат. Принцип прост – учить читать, специально этому не уча, ЧТЕНИЕ НЕ РАДИ ЧТЕНИЯ, а как нечто прикладное. При таком подходе дети и не замечают, что их "учат" .

О принципе подобных занятий можно прочитать в моей статье "Учимся не на уроке" (журнал "Наш малыш", №5, 2000) или можно посмотреть здесь.

ИДЁМ НЕ ОТ БУКВАРЯ И НЕ ОТ ОБУЧАЮЩЕГО ВЗРОСЛОГО, А ТОЛЬКО ОТ РЕБЕНКА, ОТ ЕГО ЖЕЛАНИЙ, ЕГО ИНТЕРЕСОВ.

При этом важно не учить, не обучать, а вплести ваши действия в повседневную жизнь. Пусть ребенку зачем-то НУЖНО будет это прочитать – нужна та самая внутренняя мотивация, как говорят психологи. При этом можно не ждать, когда он захочет (может ведь долго не захотеть), а самим провоцировать такие ситуации. Хочется ребенку эту конфету – можно просто дать ее ему и всё, а можно ВМЕСТЕ искать ее по оставленным запискам, в которых всего-то 1-2 слова, но их нужно прочитать. Это, конечно упрощенный пример. Зная своего ребенка, каждый может создать множество таких ситуаций, опираясь на интерес сегодняшнего дня.

Выделяю слово ВМЕСТЕ. Именно вместе читаем: пока есть барьер неуверенности, важна наша помощь.

Трудно детально советовать, не зная особенностей ваших детей,
Даже, если имена всех кукол написать крупными буквами (или в Word"e крупным шрифтом 70-80 набрать), каким-то образом это все обыграть, придумать на эту тему короткую игру, типа регистрации при посадке в самолет – почему бы на этом фоне и не прочитать написанное?

Только нельзя, чтобы было четкое разделение: я взрослый, я учу, а ты – ребенок, ты делаешь то, что я тебе говорю. Постарайтесь играть на равных, ну вернитесь вы в детство, повеселитесь, поднимитесь до уровня вашего малыша. Не учите, поиграйте. Успех при домашнем обучении обеспечен тогда, когда вы играете на равных.

Игр можно придумать много, стоит только начать!

Прекрасно работают плакатики. На листе бумаги крупным шрифтом написано слово, словосочетание или короткое предложение (скороговорка, загадка), 2-4 строки из понравившегося стихотворения, из любимой песенки. Идешь по одной стороне коридора и читаешь вслух мимоходом; возвращаешься, а на другой стене другой плакатик . Ребенок сколько раз в день по коридору пробежит? Обязательно отложится в головке и, заметьте, без титанических усилий с вашей стороны. Главное, на первых порах, большие буквы и МАЛО текста (чтобы не пугать ребенка). Особенно хорошо работают плакаты, когда на них ребенок читает.
Джерело


Ірина Вовчук
 
Форум » Батьки запитують - педагоги відповідають » Труднощі шкільного життя » Батьківські радощі та тривоги.
Сторінка 1 з 11
Пошук:

Замовити сертифiкат Замовити диплом Правила публікації Частi питання Про Портал Команда Порталу     Всi права захищенi!
    www.nachalka.com.ua © 2008-2012


Хостинг від uCoz

▲ ВГОРУ ▲